Мусульманские памятники
Эпигонское своеобразие памятников народов исламского мира
Мусульманские памятники в противоположность армянским освобождены от, приковывающих к себе взгляды неискушенной публики, архитектурных излишеств и вычурных резных фрагментов. На землях исповедовании ислама почитать память умерших воздвижением памятников человеческих рост формально законами шариата не запрещается иными словами не противоречит приписным догмам источников исламской веры но поминальными сложения таких габаритов не принято в мусульманском обществе увековечивать память почивших. Мусульмане искренне верят, что воздвижение монументальных исполинов метафизически обрекает умершего в заточение между небом и землей. Душа не может обрести покой и порождает витать по земле обетованной пленённое желанием обрести вечный покой.
Памятнику этническому или титульному мусульманину приписано отвечать требованиям донельзя сдержанности в прикрасах, краевой строгости в геометрической форме, все украшения монумента должны голосить о горести утраты, а не являться в миру как некое рукотворное продолжение на живописном лоне природы — мусульманские памятники по справедливости можно охарактеризовать высечением по образам соответствующие определению о прискорбной картина созерцаемого. Кто знает быть может эта гиперболе — стилистическая фигура речи — зародилась в речитативе именно после созерцания всей аскетичности магометанских памятников. Незначительные послабления ограничений в средствах выразительности памятников разрешено на могилах женщин.
Правда и здесь необходимо придерживаться минимализма в формах изображаемого: элементы барельефа, не говоря уже о стереоскопических формах фигурного реза, неприемлемы, а конкретные формы рельефной экспрессии, не запрещенные канонизированными церемониальными нормами, не вынесены за скобки разве что элементы растительного орнамента.
Таким образом, памятники эпигонов пророка Мухаммеда — это полная отвлеченность от художественного оформления надгробий, настоящая оскеза в форме красноречивого толкования средствами изобразительного искусства.
Между тем, единогласного взгляда в вопросе категоричности нанесения надписей на памятнике, составляющих персональную информацию о покойном, как не странно, не существует. В то же самое время большинство специалистов исламоведов полагают что нежелательно писать сунны. Последователи одной исламской школы верования запрещают, иные — не против, третьи — наставляют на то, что такие сведения могут быть указаны исключительно на могилах почтенных мусульман, снискавших общеизвестность за особые заслуги перед халифатом или имматом. Из всей выразительной графики разрешено гравировать полумесяц на могиле мужчин, цветы — на могиле женщин.
При воздвижении памятника обязательно необходимо учитывать его положение относительно сторон света: знаменательная сторона памятника положено обращать к Мекке.
Напомним, что в первом номере вестника «Радоница» авторы кратко обмовлились о том, что проектом застройки нового хабаровского муниципального кладбища предусмотрено ответвление земель на сектора под мусульманские захоронения.